Моряки будут учиться, а не покупать «пластик» — интервью главы Морской администрации


Почти год назад Кабмин принял постановление о создании Государственной службы морского и речного транспорта Украины. Но осуществлять свои функции, согласно решению правительства,  она начала только 22 августа этого года. Мы попросили главу Морской администрации Дмитрия Петренко ответить на несколько резонансных вопросов, которые поднимались нами, а также другими СМИ. В частности, прокомментировать ситуацию сложившуюся вокруг Учебно-тренажерного центра Ильичевского судоремонтного завода.
Коллектив нового ведомства расположился в здании на одной из «внутренних» улиц Киева. Здесь довольно тихо, из-за окна кабинета Дмитрия врываются только звуки игры в баскетбол – по соседству детсад. Как и подобает чиновнику, на вопросы он отвечает на украинском.
Морская администрация контролирует выполнение международных договоров по вопросам безопасности судоходства, отвечает за предотвращение загрязнений окружающей среды судами под украинским флагом, контролирует соответствие судов, заходящих в украинские гавани, стандартам безопасности мореплавання, навигационно-гидрографическую безопасность страны и т.д.
Отрасль неоднозначно восприняла ваше назначение, была и негативная реакция – многие давно недовольны появлением на должностях людей, которые в этой сфере не работали, которых не знают. Есть подозрения относительно того, действительно ли вы были капитаном, что было необходимо для назначения…
Мой зарубежный опыт работы проверить легко. И много людей, которые со мной работали, даже звонили и выражали готовность подтвердить это. До последнего времени я не обращал внимания на эти обвинения – было слишком много работы, некогда было разбираться со слухами. Много делалось и делается для того, чтобы запустить работу новой службы, и для меня это был очень трудный и плодотворный год. Как вы видите, результат есть. Но когда такие вбросы тиражируются в больших масштабах и появляются даже в таком уважаемом мною профильном издании, как «Порты Украины», я понимаю, что нужно реагировать.
В нашей отрасли есть те, кому наши методы не нравятся, есть определенная клановость. Но мы будем отрасль реформировать. Как сказал президент США Кеннеди, мы сделаем это. И не потому, что это легко, а потому, что это трудно и необходимо. Я собираю команду профессионалов, молодых людей, которые работали за границей и имеют реальный опыт. Мы видели в отрасли много тех, которые к ней отношения не имели – экологи, налоговики и т.д. Я с уважением отношусь к этим профессиям, но в морской отрасли им места нет.  Относительно «корифеев отрасли» – да, они «видели судно», опыт их ценен, но их знания были актуальны 50 лет назад. Но они очень хотят влиять на процесс и застопорить развитие отрасли, им не выгоден прогресс. В цифровом формате их рычаги влияния не работают – а это именно тот путь, по которому мы идем.
В нашей отрасли есть те, кому наши методы не нравятся, есть определенная клановость. 
Из недавнего – недовольство со стороны Учебно-тренажерного центра Ильичевского судоремонтного завода, которому не выдают Протокол о соответствии центра требованиям Международной конвенции про подготовку и дипломирование моряков.
Согласно нашим проверкам, реальным обучением этот крупный учебный комбинат длительное время не занимался, а торговал «пластиком». Мы подготовили информацию и передали ее для правоохранительных органов. Думаю, что выводы будут негативными. Берем первый этап обучения, начальная подготовка и инструктаж по вопросам безопасности для всех моряков. Это сертификат, который у моряков называется НБЖС. Мы понимаем, что за 2016 год они пропустили только по этому направлению около 5000 людей. Зная, как проводится обучение, можно утверждать, что за этот период они не осилили бы и половины этого объема. Каждой группе нужен преподаватель, отдельное помещение, оборудование, которого у них не хватает. А главное, что ИСРЗ – режимный объект с контрольно-пропускным пунктом. Наши контролеры посмотрели записи, и ни один из учеников КПП не пересекал. Они что – по воздуху туда перелетали?
Подготовка предусматривает использование элементов пожаротушения, борьбы за живучесть корабля, элементы, которые должны использоваться согласно международным стандартам. Мы посмотрели стоимость таких курсов у наших соседей – Болгарии, Румынии, Турции и т.д. У них оно стоит 200-300 долларов, а у ИСРЗ – 700 гривен. А ведь заправить один огнетушитель стоит около 300 гривен и за курс каждый, кто учится, должен использовать минимум два вида огнетушителей. Нужно отработать упражнение, в так называемом, дымовом лабиринте, где имитируется дым, и один картридж стоит 1500 гривен. Плюс электроэнергия, обогрев, зарплата и прочее – курс длится около недели. 
У нас есть примеры тех тренажерных центров, которые реально обучают. Например, Херсонская государственная морская академия – у нее такое направление стоит около 2500-3000 гривен. И если мы будем смотреть количество людей, которые прошли обучение, мы понимаем, что они не могут обработать столько за год, сколько ИСРЗ обработал менее чем за два месяца. Это показательная статистика. И когда Морская администрация заработала, мы не стали закрывать на это глаза. Ответственность непосредственно на руководстве предприятия, обучающего центра. Руководитель был у меня и признал, что там было своеволие, и они уволили директора, который этим занимался, а теперь они будут работать по-новому. Я сказал, что если они подадут все документы и будут соответствовать всем требованиям, то мы сделаем проверку. Мы готовы пригласить на нее общественность и СМИ.
В 2017 году проверки делала еще Укртрансбезопасность. И обнаружила массу недостатков. Давались рекомендации, что нужно сделать, но до следующих проверок ничего не менялось. А со мной нельзя «договориться». Я капитан, работал на флоте, и ко мне приходили такие вот «парикмахеры», которым подобные центры выдавали комплект документов, а они не могли бак от кормы отличить и не знали, что им на судне делать. Судно – объект повышенной опасности, в Нигерии, где я работал на плавзаводе, у меня в подчинении было 400 человек, и у меня была главная задача, чтобы они вернулись домой живыми и здоровыми. Я много видел трагических случаев, произошедших из-за того, что человека не подготовили.
На иностранных судах работает много украинцев, и, по крайней мере, раньше мы были известны своим профессионализмом. Какаяситуация сейчас?
У нас более 200 000 работающих моряков. Каждые пять лет они дипломируются и хотят сделать это как можно скорее. И посредники за неделю все под ключ делают, можно не покидать помещения. Мы поменяем ментальность, моряк должен понимать, что, как и за границей, он должен потратить месяц другой и получить новый опыт, знания и честно работать.
Отрасль долго не реформировалась из-за прежнего руководства, которое построило сложную схему, не дало возможности моряку реально учиться. Все строилось на коррупции, и мы будем с этим бороться. Мы работаем с офисом BRDO и выстраиваем полностью новую систему мониторинга обучения моряков. Работаем над электронным реестром. Будет все прозрачно. Мы будем онлайн видеть расписание каждого тренажерного центра.
Посмотрите сайты таких центров сейчас – у них нет расписания, не указаны группы и количество людей, которое они могут обучить. Когда мы даем протокол о соответствии заведения, мы понимаем, что по каждому направлению мы можем обучать определенное количество людей. ИСРЗ превысил свои возможности в 10 раз. Я получаю статистику, сколько каждое учебное заведение выпускает моряков. И сразу вижу, кто превышает свои возможности. Мы будем с общественностью мониторить этот процесс и сделаем так, чтобы ни один учебный центр «пластиком» не торговал.
ИСРЗ превысил свои возможности в 10 раз.
Когда наш рынок будет прозрачным, сюда придут иностранные тренажерные компании. Им интересно, но они не могут конкурировать, учить моряков по европейским стандартам, потому что у нас «пластиком» торгуют. Не хочет наш украинский моряк месяц ходить на курсы, чтобы получить сертификат так, как его иностранцы у себя получают. Его приучили посредники что в этом нет необходимости с одной стороны, а с другой центры, которые не могут организовать качественное обучение и борются только за оборот и рынок пластика, которым торгуют. Можно реально все оптимизировать до киоска и сразу там продавать, не отходя от кассы – вот в этом их логика сейчас.
Я хочу, чтобы общество заняло активную позицию. Потеряв рынок моряков, мы потеряем и около трех миллиардов долларов валютной выручки, которую они везут домой. С такими темпами, с которыми штампуются у нас сертификаты, за рубежом уже поняли, что у нас не учат. И крупные международные компании, которые эксплуатируют флот и нанимают украинских моряков, сами открывают у нас свои тренажерные центры, где обучают людей, которые будут работать у них на флоте.
Сейчас есть новый курс – плавание в ледовой обстановке. В одном тренажерном заведении нам предоставили в качестве подтверждения, что человек на таких судах работал, черно-белую фотографию, где никого нельзя различить, а они говорят, что вот этот силуэт – это вот человек, и возле судна много льда. Это нонсенс, но это везде. В Госслужбе безопасности на транспорте не было достаточно людей, чтобы все это охватить. Они старались, сделали много. Теперь Морская администрация будет делать все, чтобы таких случаев уже не было.
В этом году мы запустим систему, которая будет отслеживать, когда тренажерный центр принимает человека, количество групп, объем – сколько могут обучать, расписание, преподаватели, и будет даже видеофиксация процесса.
У нас много говорится о необходимости сделать админуслуги онлайн, но пока процесс медленный, почему так?
Все, что можно будет сделать с IT технологиями, мы сделаем. Чтобы работал открытый реестр моряков. Чтобы люди могли получить админуслуги через портал. Будет проведен соответствующий тендер по разработке программного обеспечения. Будем работать над созданием в каждом морском регионе своего регистрационного центра по принципу единого окна, где моряку больше не нужно будет стоять в очередях, бегать от инспекции до капитании, от нее еще куда-то, все будет в одном месте, все будет в электронном виде.
То же самое касается и реестра судовладельцев. Даже та редакция кодекса судоходства, которая есть сегодня, не позволяет нам развиваться по международной модели. Мы подготовили изменения, которые позволят появиться Международному морскому реестру, где судовладелец с любой страны сможет за несколько часов зарегистрировать свое судно в электронном виде, не посещая страну.
В Украине давно говорилось о необходимости создания второго реестра, который позволил бы регистрировать судно под украинским флагом, но с более мягкими требованиями, налоговыми льготами и т.д. Но процесс затянулся, все легло под сукно… Почему так?
Да, лет десять ничего не делалось для того, чтобы восстановить наш флаг, создать привлекательные условия для судовладельцев. Что касается международного реестра, некоторые люди хотят что-то сделать, но не знают, как это сделать, другие – понимают, как это тяжело и у них опускаются руки. Я не отношусь ни к первым, ни ко вторым – я упрямый человек, и иду до конца.
Когда я пришел в Госслужбу безопасности на транспорте, то увидел важную часть, которой нет в Украине – Конвенция MLC 2006. Конвенция МОП про труд. Из-за полной бездеятельности мы ее не ратифицировали. И мы ничего не можем сделать, когда судовладелец бросает судно в порту Украины, так же, как и в случае, если   он бросает его в порту другой страны с нашими моряками на борту. Зарплата не выплачивается, условия несоответствующие – а мы ничего сделать не можем. Компенсацию получить семья моряка не может.
У меня есть личный пример, когда человек, с которым я вырос в одном дворе, погиб на судне одной большой компании в прошлом году в Италии. У него остались жена и дети. Все, что у них было – это только то, что он зарабатывал. И компания, где он работал, честно с юридической точки зрения сказала: знаете, а Украина конвенцию не ратифицировала, и никак вы ничего не можете получить. И ни МИД, никто другой в этом процессе ничего сделать не могут.
Мы прошли все согласования два раза. За это время уже изменения к конвенции вышли, мы перевели, добавили к основному тексту и заново прошли согласование. Документ сейчас находится в Администрации Президента Украины, я очень надеюсь, что еще в этом году будет внесен на рассмотрение Верховной Рады Украины, это последний шаг. И через год после ратификации она будет уже обязательной для всех. Мы должны обеспечить ответственность судовладельцев перед нашими моряками. Государство должно их защищать.
Что касается реестра, то его пытались сделать слишком тяжелым и много пытались вложить сразу. А нужно делать шаг за шагом – изменить часть, потом другую. И так будет быстрее, чем один комплексный документ сделать сразу. Мы можем обеспечить возможность запустить реестр и регистрировать в нем суда. Это уже даст возможность работать более прозрачно. А потом уже на втором этапе изменить сам налог, чтобы иностранные суда, которые работают под украинским флагом, были освобождены от налогов, поскольку они работают не на территории нашей страны.
Но налоги – основная проблема, судовладельцы предпочитают другие флаги из-за более выгодных условий. Кроме того, у нас дорогое освидетельствование Регистром судоходства…
Нет, не это основной момент. Сейчас сложная система регистрации. Мы уже делаем изменения для того, чтобы сделать ее проще. Да, у Регистра судоходства высокие ставки из-за того, что рынок квалификационных обществ не очень большой. Мы добились открытия рынка для американского квалификационного общества, сюда заходят и другие. Так что будет конкуренция.
Мы хотим, чтобы была мировая система. Но также должна быть и поддержка отечественных судовладельцев и моряков: хочешь работать на внутренних водных путях – пожалуйста, вот набор преференций, но дай работу нашим морякам и судно регистрируй под нашим флагом – в целом это тоже толчок к развитию. Отрасль наблюдает большой потенциал в речных перевозках, и мы будем всячески упрощать систему доступа и прозрачности условий работы в этом сегменте. Например, речная информационная система должна быть более прозрачной для судовладельцев, давать больше операционных возможностей, давать информационные справки. Все это будет модернизировано. Будет возможность получить данные тем, кто даже просто подсчитывает, каким видом транспорта ему дешевле везти.
Морская администрация настроена на  позитивные результаты деятельности в сфере морского и речного транспорта. Только совместная скоординированная работа поможет возродить статус Украины как морского государства, которое имеет мощный национальный потенциал.

Источник