В 1918 г. на базе ОПИ (Одесского политехнического института) начали функционировать два отделения: судостроительное (механического факультета) и мелиоративно-гидротехническое (инженерно-строительного факультета). Они как раз и являются прямыми предшественниками двух базовых факультетов современного ОНМУ — судостроения, информационных технологий и системотехники и воднотранспортных и шельфовых сооружений. На этих двух факультетах и продолжается уже на протяжении 100 лет подготовка специалистов в области судостроения и гидротехники. На судостроительном отделении преподавались курсы теории корабля, корабельной архитектуры, вибрации судов, судовых механизмов, строительной механики корабля, а на мелиоративно-гидротехническом — гидравлика, гидрогеология и буровые работы, приморские сооружения, водяные сообщения, использование водяной силы, гидрология, плотины, которые и сегодня читаются преподавателями ОНМУ. Впоследствии от политехнического института «водному» перешла и материально-техническая база политеха.
Валерий Левченко, кандидат исторических наук, доцент кафедры «Украиноведение, историко-правовые и языковые дисциплины» ОНМУ
— Первым студентам, наверное, было нелегко, ведь материально-технической базы не было, изучать процесс в основном приходилось в теории?
— В первые годы с материально-технической базой было действительно сложно. Учитывая важность, значимость ОПИ в налаживании экономики страны, по решению властей учебному заведению выделили в качестве основного здание бывшего Института благородных девиц и примыкающее к нему одноэтажное здание (лазарет-изолятор), которое было отведено под гидравлическую лабораторию. В ней открыли три отделения: гидротехническое (по вопросам санитарной гидротехники и регулирования водных путей сообщения), гидромеханическое (по вопросам водоснабжения и утилизации водных сил), судостроительное (по испытанию моделей судов и винтов). Важная роль была отведена опытовому бассейну (1932 г. постройки), там уже в 1940 г. было установлено прожекторное освещение. С его помощью можно было производить киносъемку моделей судов во время их движения, что значительно повысило производственные и научно-исследовательские возможности того времени.
— Кто стоял у истоков создания университета или активно повлиял на его развитие?
— У истоков создания политеха стояли прогрессивные ученые Одессы — профессора Нилус, Тимченко, Суслов, Твердохлебов, Алымов и многие другие, но самую главную роль сыграл, конечно же, профессор-инженер, корабел Чарльз Кларк.
— Сколько специалистов выпущены за 100 лет?
— Точной статистики нет, но думаю, что речь идет о десятках тысяч морских специалистов.
— Принципы обучения 100 лет назад и сейчас: что изменилось в корне, а что осталось неизменным?
— Если в глобальном понимании, то изменилась эпоха, изменились люди, а интерес к морскому высшему образованию не ослабевает. Люди и сегодня хотят познавать новое, неизведанное, совершенствовать свои знания. Поэтому молодое поколение с большим энтузиазмом поступает в «водный». Как говорится, море открывает море возможностей.
— Каким вы видите университет в следующие 100 лет?
— Трудно, конечно, загадывать, но мне хотелось бы видеть его соответствующим критериям и требованиям времени и интересам человечества.