В ближайшем будущем Международная морская организация (IMO) и Евросоюз могут исключить Украину из своих «белых списков», страна потеряет статус морского государства и уже не сможет готовить квалифицированных морских кадров, которые востребованы на судах по всему миру. Всему объяснение — непрофессиональный подход к реформированию морской отрасли.
На сегодняшний день на местах главных морских ведомств страны и в регионах за судьбу моряков или будущих моряков несут ответственность люди, которые не имеют никакого отношения к морю.
Те реформы и инновации, которые приносят в отрасль новые непрофессиональные чиновники Министерства инфраструктуры и подконтрольных ему органов, только ещё больше разладили устоявшийся ранее механизм, который и без этого работал с некоторыми перебоями.
Ситуацию в отрасли прокомментировал вице-президент Морской палаты Украины Вячеслав Кисловский ресурсу Порты Украины.
С этого рокового для отрасли года и началась цепочка бессмысленных и бесполезных для морской отрасли назначений: с должности начальника Инспекции по подготовке и дипломированию моряков уволили капитана В. Пикулика, а на его место назначили эколога П Булановича.
Несмотря на людей из отрасли среди претендентов, в конкурсе от МИУ на должность начальника Инспекции победил юрист из Мариуполя Н. Пересада.
Под его чётким руководством была утверждена новая структура, при которой был ликвидирован Николаевский филиал Инспекции. А это был один из ПЯТИ филиалов, в котором долгие годы сдавали экзамены около 15% всех украинских моряков.
После этого была утверждена инновация: на два филиала в разных городах (Мариуполь-Херсон, Одесса-Измаил)- назначали одного директора, размещенных в разных местах (в Мариуполе и Херсоне, в Одессе и Измаиле).
Как оказалось, Н. Пересада долгое время не появлялся в вверенном ему ведомстве и только через полгода его уволили с выплатой всех «заработанных» во время отсутствия на должности денег.
На его место, проверять и подтверждать квалификацию всех украинских моряков без проведения конкурса назначили майора СБУ Юрия Полянского.
Эта персона, не имея представления и отношения к морской отрасли, своим приказом увольняет всех членов комиссий, принимающих экзамены у моряков в Измаиле, и назначил новых из Одессы. С их посыла из первых восьми судоводителей в Измаиле только двое сдали экзамены. Остальные около 30 моряков не рискнули пойти на экзамен и по «рекомендациям» членов комиссии забрали свои документы и подали в Одесский филиал. Там решать эти вопросы гораздо «проще»! На следующий день на экзамен в Измаиле пришли механики. Только один человек из группы сдал экзамен. Всем, кто не прошел, предложили ехать в Одессу, где экзамены на определенных условиях сдают все.
На сегодняшний день эта практика показала, что только в Одессе налажена система «сдачи экзаменов-получения подтверждения квалификации» и нигде больше. Только в Одессе в комиссии сидят действительно профессионалы, который в моряках видят тех специалистов, которых не увидели комиссии других регионов.
Кроме того, как утверждает эксперт, более двух лет в своих же интересах Инспекция и МИУ не внедряют электронную систему тестирования моряков и электронную запись моряков на экзамены.
Как ранее писал Seafarers Journal, с начала 2019 года изменилась ценовая политика на обучение моряков в тренажерных центрах — ПОЛНЫЙ ПАКЕТ СЕРТИФИКАТОВ ДЛЯ МОРЯКОВ СТАЛ ДОРОЖЕ В 5,5 РАЗ? (ФОТО).
По мнению экспертов, это связанно с давлением со стороны чиновников. Перед выходом на экзамен моряк должен пройти тренажерную подготовку в морском тренажерном центре, который проверяет контролирующий орган – Государственная служба морского и речного транспорта Украины (Морская администрация). Информацию обо всех сертификатах, выданных морякам после обучения, тренажерные центры направляют в Реестр документов моряков, который ведет Инспекция по дипломированию.
Со своей стороны Морская администрация тормозит проверку центров и затягивает время до окончания даты действия ранее выданного документа о соответствии, после которой сертификаты центра недействительны. Из-за такого давления центры несут значительные убытки и вынуждены даже прекращать свою деятельность по подготовке моряков. Их просто выдавливают с рынка организованными административными методами.
На экзамен моряков не принимают без подтверждения действительности документов и они вынуждены проходить обучение в строго ограниченных тренажерных центрах. В таких центрах организованно подняты тарифы на обучение. Все эти обстоятельства только делают Украину менее конкурентоспособной на международном рынке.
На сегодняшний день финансовые возможности моряков приоритетнее их знаний. Сегодня любой моряк квалифицированный и неквалифицированный может подтвердить» квалификацию» и соответственно на основании выданных ему документов — уйти в рейс.
Если отрасль и далее будет применять такой метод, то уровень подготовки моряков неизбежно упадет. А соответственно, — никто таких специалистов не захочет видеть в море и платить им деньги или же их возьмут на суда, но судоходства будет в опасности.