Как судовладелец должен возмещать свою роковую ошибку, отправив экипаж Volgo Balt 214 в смертельный рейс?


Пострадавшие и чудом выжившие в трагедии с судном Volgo Balt 214 (IMO: 8841644, флаг Панамы, владелец ORBITAL SHIP MANAGEMENT CO) члены экипажа имеют полное право на возмещение ущерба материального и морального, а родственники погибших моряков — на справедливую компенсацию. Если и те и другие хотят добиться результата, им лучше подключать профессионалов, и результативнее они смогут отстоять свои права в иностранной юрисдикции. Такое мнение высказал морской юрист, член международной организации по защите прав человека PEOPIL (Pan-European Organisation of personal injury lawyers) Николай Гольбин.
Напомним, что трагедия с судном Volgo Balt 214 произошла утром 7 января в 77 милях от берега.  В условиях плохой погоды сухогруз с грузом угля на борту разломился на две части и затонул. В злополучный рейс данное судно вышло из порта в РФ, портом назначения указан — Самсун. На борту плавсредства находилось 13 членов экипажа. В результате катастрофы погибло 4 украинских моряка и двое азербайджанцев, остальные 7 украинцев — спасены и находятся в больницах Самсуна. Списки пострадавших и погибших украинских моряков уже обнародованы.
С большой вероятностью и, как утверждают многие эксперты, человеческий фактор не был причиной гибели судна и членов его экипажа. Оказывается, судно Volgo Balt 214 1978 года постройки было непригодно к плаванию и ему категорически нельзя было выходить в рейс. О причинах крушения и о виновниках происшествия — наши следующие материалы.
Для начала мы спросили у морского юриста, если моряки невиновны в случившемся, а стали жертвами и заложниками ситуации, то могут ли они рассчитывать на компенсацию и как им бороться за свои права в данном случае.
Seafarers Journal: Николай, как добиться компенсации морякам — членам экипажа судна Volgo Balt 214, которые выжили в результате кораблекрушения? Имеют ли они право на компенсацию?
Николай Гольбин, морской юрист: Моряки, которым чудом удалось спастись, имеют право на возмещение ущерба. В первую очередь — это возмещение ущерба в связи с потерянными вещами. Как правило, эта сумма составляет в районе 2 000 долларов. Имеют полное право требовать выплату заработной платы не только за отработанный период, но и за оставшийся до конца рейса.
Кроме того, моряки имеют полное право требовать возмещение морального вреда. Однако сразу скажу, что редко удается добиться выплаты морального ущерба на стадии мирных переговоров. Возмещение морального ущерба, просчет точной суммы и выплаты можно добиться путем подачи искового заявления в суд.
Seafarers Journal: Как действовать родственникам погибших моряков в этой ситуации, на что они могут рассчитывать и куда им обращаться за помощью?
Николай Гольбин, морской юрист: Помощь и содействие родственникам погибших моряков могут оказать представители Международной федерации транспортников (МФТ/ITF), общественные организации, консульские учреждения Украины и морские юристы. Все зависит от того, какая именно помощь требуется.
Если же речь идет о взыскании справедливой компенсации, которая гораздо выше той, что зачастую указывается в контрактах, — то это однозначно морские юристы.
Seafarers Journal: Они могут в Украине решить этот вопрос или по месту происшествия в Турции?
Николай Гольбин, морской юрист: Лично я скептически отношусь к судебным процессам в Украине против иностранных судовладельцев. Банальная причина — процесс может затянуться на несколько лет.
Куда эффективнее действовать из-за предел Украины, и в этом случае семьи моряков могут рассчитывать на быстрый и справедливый процесс без коррупционной составляющей.
Поэтому на вопрос «где эффективнее будет защищать свои права в Украинском суде, Турецком или Панамском», то, исходя из моего опыта и практики подобных дел, однозначно отвечу, что я бы рекомендовал все же иностранную юрисдикцию.
Это не означает, что нельзя добиться справедливости в украинском суде, отнюдь. Речь идет исключительно об эффективности и справедливости.