«ФЁДОР ШАЛЯПИН»


В ПАМЯТЬ О « БЕЛЫХ ПАРОХОДАХ» ЧМП
(Из журналистского архива)
Продолжаю серию заметок, посвященных судьбе наших круизных судов.

«ФЁДОР ШАЛЯПИН» (отредактировал и повторяю) 
Турбоход «Фёдор Шаляпин» был построены в 1955 г. на верфи «John Brown & Сo» в Шотландии. Первое его имя – «Ivernia». Это было одно из серии четырех однотипных судов (головное судно серии – «Saxonia» (будущий «Леонид Собинов»). После постройки «Ivernia» и «Saxonia» долгое время совершали рейсы из Англии в Канаду (Монреаль).

В 1962 г., когда владелец судов – судоходная компания «Cunard Line» ощутила реальные финансовые потери, было принято решение переоборудовать лайнеры «Saxonia» и «Ivernia» в круизные суда. Турбоход «Ivernia» (будущий «Федор Шаляпин») был переименован в «Franconia», а «Saxonia» (будущий «Леонид Собинов») – в «Carmania». Во время реконструкции на месте кормовых трюмов обоих судов оборудовали музыкальные салоны с барами, плавательные бассейны. Переоборудовали общественные пассажирские помещения и каюты, снабдили их системой кондиционирования воздуха.
В 1971 г. между компанией «Cunard Line» и Национальными морскими профсоюзами Британии возник конфликт – моряки требовали повышения зарплаты и улучшения условий их пребывания на судне. Оба судна долгое время оставались на приколе в английских портах Саутгемптон и Ливерпуль. Затем были выставлены на продажу.
После их продажи в 1973 г. Советскому Союзу два однотипных лайнера – «Федор Шаляпин» и «Леонид Собинов» прошли ремонт на верфи «Сван Хантер» в Ньюкастле и вошли в состав Дальневосточного пароходства. Арендованные британской компанией, оба судна курсировали на линии Британия - Австралия - Новая Зеландия, выполняли круизы из Австралии в Полинезию и страны Азии. Регулярно появлялись в европейских водах и на Черном море.
Затем планы ММФ изменились, и оба судна вошли в состав Черноморского пароходства, они совершали рейсы с немецкими пассажирами в Средиземном море и в Атлантическом океане. Вскоре оба судна зарегистрировали на Мальте, и они продолжали круизные плавания по Черному и Средиземному морям под руководством частных компаний. Так, «Федор Шаляпин» взяла в аренду одесская компания «Ксимекстур». Техническое состояние турбохода ухудшалось с каждым днем – фрахтователи мало заботились о поддержании судна в хорошем техническом состоянии.
В 1996 году компания «Ксимекстур» оказалась неплатежеспособной. Лайнер поставили в Ильичевский судоремонтный завод, однако оплату за ремонт не произвели, и работы не начинались. Судно оказалось брошенным на произвол судьбы. Часть экипажа оставалась на борту, выполняя охранные функции. Тем не менее, судно грабилось мародерами. Лайнер пять лет простоял у заводского причала, за эти годы его помещения были практически опустошены.
Была идея превратить «Федор Шаляпин» в плавучую гостиницу у берегов Ялты, но она не удалась. В 2004 г. турбоход был продан на металлолом и переименован в «Salona». 11 февраля 2004 г. судно прибыло в Аланг (Индия), где к началу 2005 г. корпус турбохода был разрезан и отправлен на переплавку.
На снимке – турбоход «Федор Шаляпин» в одном из круизов.