Цена на нефть и топливо: перспективы бункеровки

Эксперты утверждают, что цены на бункеровку в ближайшем будущем, скорее всего, продолжат увеличиваться.


В начале года мировые нефтяные индексы демонстрируют рост. Связано это как с ослаблением напряженности в отношениях между США и Китаем, так и со смягчением позиции Федерального резерва США. Угроза санкций против Ирана, рост глобального спроса (несмотря на постоянно повторяющиеся прогнозы о его прекращении), и ухудшающаяся ситуация в Венесуэле также поддержали индексы.
По информации Marine Bunker Exchange, мировой бункерный индекс MABUX, составленный из цен на высокосернистые мазуты 380 HSFO (highly sulfur fuel oil), 180 HSFO и судовой газойль (MGO – marine gasoil) в основных мировых бункеровочных хабах продемонстрировал устойчивую тенденцию к росту в первой декаде января:
380 HSFO - рост с $333,79 до $373,71 за тонну (+39,92%) с 1 по 10 января 2019 года
180 HSFO - рост с $377,79 до $418,07 за тонну (+40,28%)
MGO - с $556,93 до $592,79 за тонну (+35,86%).
Излишне говорить, насколько цены на бункеровку связаны со стоимостью сырой нефти. Большинство крупных инвестиционных банков прогнозируют восстановление цен на нефть в 2019 году. Прогнозы разнятся, но большинство аналитиков полагают, что спотовые цены и на WTI, и на Brent будут выше текущих. Bank of America Merrill Lync, например, прогнозирует, что цена WTI в среднем составит 59 долларов за баррель в 2019 году. Citi прогнозирует «медвежью» тенденцию, полагая, что в среднем она не превысит $49 за баррель. По словам представителей Barclays, для нефти марки Brent средняя цена составит $72 за баррель, а прогнозы полдюжины других инвестиционных банков дают цену, лишь на пару долларов отличающуюся от указанной.
В настоящее время присутствует ряд факторов, которые могут оказать влияние на цены нефти и судового топлива в 2019 году - как со стороны предложения, так и со стороны спроса.
Наибольший риск для поставок несет ситуация вокруг Ирана. В ноябре добыча в Иране упала на 380000 баррелей в сутки по сравнению с октябрем, опустившись ниже отметки в 3 миллиона баррелей в сутки. По-прежнему существует опасность срыва ряда поставок, и, если США добьются успеха в своем давлении на Иран, ОРЕС и «примкнувшие» могут уже к середине года обнаружить, что нечаянно выполнили большую часть того, о чем намерены договориться в Вене в середине 2019 года, в дальнейшем сокращении добычи просто не будет нужды.
Венесуэла завершила год с добычей около 1 миллиона баррелей в сутки, что более чем на 600000 баррелей в сутки меньше, чем в январе 2018 года. Сейчас трудно ожидать, что производство восстановится в ближайшей или даже среднесрочной перспективе. Китай и Россия являются крупнейшими кредиторами Венесуэлы, в частности, Китай уже предоставил стране кредиты на 50 миллиардов долларов США. Венесуэла взяла на себя обязательства по их погашению за счет поставок сырой нефти. Страна но изо всех сил пытается выполнить свои обязательства, но обратить вспять падение добычи она не в состоянии. Отметим, что поставки сырой нефти Венесуэлой российской «Роснефти» также были отложены.
Ожидается, что добыча американских сланцевых нефти и газа продолжит свой рост. Реальное производство значительно превысило прогнозы на 2018 год, некоторые первоначальные оценки - примерно на 1 миллион баррелей в сутки. Тем не менее обвал цен на нефть в четвертом квартале 2018 года привел к замедлению роста производства. Индекс деловой активности, опубликованный Федеральным резервным банком Далласа, показывает, что она замедлилась в этом секторе, рост производства затормозился. Сланцевая индустрия США очень чувствительна к снижению цен на нефть.
Сокращение добычи странами OPEC на 1,2 миллиона баррелей в сутки призвано устранить большую часть «излишков», хотя, возможно, не к середине года, когда в Вене пройдет встреча стран – участниц организации. Вполне возможно, что OPEC примет решение продлить период сокращения добычи. В прошлом году, заметим, неоднократно предлагалось формализация OPEC и ее партнерами во главе с Россией новой архитектуры управления организацией для координации ее усилий. Сейчас такое развитие событий маловероятно: Россия заявила, что антимонопольные меры, предпринимаемые правительством США, делают эту идею слишком рискованной. По-прежнему неясно, сможет ли OPEC + завершить работу по «балансированию рынка».
Добыча нефти странами OPEC в декабре снизилась до 32,68 млн баррелей в сутки, что на 460000 баррелей в сутки меньше, чем месяцем ранее. Это был крупнейший месячный спад за два года. Сокращение произошло перед вступлением в силу сделки ОПЕК + в этом месяце. Сделка предполагает, что Саудовская Аравия в одностороннем порядке снизит добычу. Именно саудиты сократили добычу на 400000 баррелей в сутки в декабре, и саудовские чиновники заявили, что в январе следует ожидать дальнейшего сокращения.
Одним из крупнейших ценовых рисков является перспектива экономического спада. Критически важные факторы налицо: замедление роста в Китае, сокращение ВВП в некоторых регионах Европы, валютные кризисы на развивающихся рынках и финансовая нестабильность во всем мире. WoodMac прогнозирует рост спроса на нефть на уровне 1,1 млн баррелей в сутки в 2019 году, но этот прогноз может и не реализоваться. Торговая война между США и Китаем все еще способна повредить мировой экономике, и глобальные финансовые показатели находятся в зоне риска.
Впрочем, американские и китайские официальные лица возобновили переговоры о новом торговом договоре, и новости об их ходе придали оптимизма финансовым рынкам. Китай по-прежнему не торопится наращивать закупки американской нефти, несмотря на трехмесячное перемирие между двумя странами и благодаря доступности поставок нефти из Ирана и России. Кроме того, руководители китайских национальных нефтяных компаний не решаются закупать сырую нефть в США, если им прямо не приказало это делать правительство КНР.
Международное энергетическое агентство (International Energy Agency, IAE) в начале прошлого года предполагало, что США добавят к своей нефтедобыче примерно 1,3 млн баррелей в сутки. Сами американские нефтяные компании ожидали роста на 1 млн баррелей в сутки. В действительности, в прошлом году США добавили 1,5 млн баррелей к своей ежесуточной добыче. По предварительным данным, в декабре 2018 года в США добывали на 1,6 – 1,7 млн баррелей сырой нефти больше, чем в декабре 2017 года.
Пару слов о мировом танкерном флоте. В 2018 году компании по всему миру продали на скрап рекордное количество крупных танкеров для перевозки сырой нефти – около 100 магистральных танкеров были отправлены в Индию и Бангладеш для утилизации. Это неудивительно, поскольку по состоянию на сентябрь минувшего года суда, которые перевозят порядка 40% сырой нефти в мире, фрахтовались по худшим за три десятилетия чартерным ставкам. По оценкам Morgan Stanley, глобальному флоту перевозчиков сырой нефти может не хватить транспортных мощностей в объеме примерно 100 млн баррелей в первой половине 2020 года.
Средняя прибыль от эксплуатации танкеров класса VLCC в 2018 году упала на 65% до $6159 в день. В среднесрочной ретроспективе это вообще напоминает катастрофу: если в 2017 году она составляла $17794, в 2016 году – $41488, а в 2015 году - $64846.
Цены на бункерное топливо в некоторых хабах мира (в долларах за тонну)